В прошлом году отечественные любители автомотоспорта назвали екатеринбургского квадроциклиста Сергея Карякина открытием самого известного ралли-рейда в мире «Дакар». Кроме того, что 24-летний гонщик стал первым российским участником за всю историю гонки в классе квадроциклы, так он ещё успешно прошёл весь маршрут, одержал победу в одном из этапов и в конечном итоге финишировал седьмым, оставив позади себя 31 спортсмена. В этом году Сергею пророчили победный пьедестал «Дакара», однако спустя четыре тысячи километров он был вынужден «срулить» с дистанции. На днях гонщик вернулся из Аргентины в столицу Урала и рассказал корреспонденту «ОГ», почему гонка не заладилась ещё до старта, оправдывает ли «Дакар» своё второе название – «смертельный маршрут» и как семья относится к его экстремальному увлечению.

Текст: Александр Пономарев

"Областная газета", 29 января 2015 года

– Сергей, что не удалось просчитать, чтобы удачно завершить свой очередной «Ралли Дакар»?

– Наверное, коэффициент удачи (смеётся). Гонка не задалась, ещё не успев начаться. В аэропорту Буэнос-Айреса таксист украл все мои документы. К участию в «Дакар» меня вообще не должны были допускать. Но за меня вступилось российское посольство в Аргентине и автогоночная команда «КАМАЗ-мастер». В итоге организаторы пошли навстречу.

Стартовал. Первые четыре дня держался в десятке лидеров, как и планировал. Никуда не спешил. Знал, что впереди идущие гонщики либо сойдут с дистанции, либо на каком-то спецучастке потеряют время. Как, впрочем, это и случилось. Тот же польский квадроциклист Рафаль Соник, который стал победителем, на момент моего выхода из гонки выигрывал у меня всего 30 минут. Но после моей дисквалификации потерял около 50 минут. Если бы не моя поломка, то я точно был бы на подиуме.

– Что случилось?

– После третьего этапа мы с командой досконально проверили квадроцикл, устранили все неполадки, настроили двигатель. До следующего лагеря нужно было проехать 640 километров. Участок дороги был неплохим – идеально ровная грунтовка. Квадроцикл спокойно разгонялся до 128 километров в час. В общем, ничего не предвещало беды, как вдруг по «квадрику» пошла сильная вибрация. Остановился, подергал колёса – всё закручено, всё держится. Поехал дальше, начал входить в левый поворот, как вдруг услышал неприятный металлический скрежет. Оказалось, что рассыпался подшипник задней оси и цепь начала проворачиваться на шестерёнке. Продержался ещё 180 километров, пока окончательно не сломал шестерню. Дальше ехать было невозможно: начинались песчаные дюны. Добровольно выходить из гонки тоже не хотелось.

По пути мне встретился местный чилийский парнишка на квадроцикле, который согласился взять меня на буксир. Чтобы вы понимали, брать на буксир в песках – то же самое, что тащить за собой якорь. В итоге, у моего спасителя сгорели все приводные ремни, рассыпался вариатор и от перегрева начал плавиться корпус. Потом я договорился с другими местными ребятами, которые подцепили меня на своём багги. Уже было 12 часов ночи. Рельефа дюне не было видно. В итоге зарулили в самую низину дюн, откуда с балластом выбраться было нереально. Я принял решение бросить квадроцикл, доехать до лагеря, взять необходимые запчасти и вернуться. К двум часам ночи мы, наконец, доехали до места. Я схватил детали и начал умолять ребят отвезти меня обратно, но они покрутили пальцем у виска и сказали, что это самоубийство. До следующего старта оставалось три часа. Естественно я не успел пригнать свой квадроцикл к нужному времени и выбыл из гонки.

– Организаторы «Дакар» как-то следят за участниками по ходу гонки, или спортсмены предоставлены сами себе?

– Когда у меня случилась поломка, организаторы звонили мне по спутниковому телефону и предлагали забрать меня. Согласие означало бы незамедлительную дисквалификацию. Я отказался и до последнего пытался вернуться в гонку.

– А что другие спортсмены: просто проезжали мимо твоей беды?

– Это ещё что, на прошлом «дакаре» я очень часто переворачивался на своём квадроцикле. Другие гонщики это видели, но никто не останавливался поинтересоваться, как моё здоровье. Это спорт. Как бы цинично это не прозвучало, но участникам выгодно, когда из гонки выбывают их соперники.

– Слышал, что ты сам однажды стал свидетелем несчастного случая?

– На одном из прошлогодних этапов ралли-рейда «Абу Даби» гонщик не успел затормозить перед резким обрывом с дюн, слетел с квадроцикла и очень сильно о него ударился. Это произошло прямо у меня на глазах. Когда я к нему подъехал, у него отовсюду бежала кровь. В итоге он скончался от множества внутренних кровотечений. После этого было очень страшно продолжать гонку. Я начал объезжать каждую кочку, каждый камешек. Еле оклемался к концу заезда и занял второе место.

– Самому когда-нибудь приходилось ощущать себя на волоске от неизбежного?

- На прошлом «Дакар» стояла 55-градусная жара. Я пробил колесо. Пока провозился с поломкой очень сильно начало колоть в сердце и уже стало темнеть в глазах. Воды не было. Личным запасом пришлось остужать перегревшийся радиатор. Чудом финишировал. Следующим утром нужно было вновь выезжать. Я проснулся за два часа до старта в холодном поту, меня трясло. Команда помогла мне одеться, посадила на квадроцикл и я поехал дальше.

– Сколько вообще еды и воды берёшь с собой в дорогу?

На каждый участок запасаюсь тремя литрами воды. Пополнить запасы можно каждые 200 километров. Из еды только спортивное питание: протеины и аминокислоты. На обычной еде спортсмен не сможет продержаться 14 дней гонки.

– А если вода заканчивается значительно раньше, как у тебя уже случалось?

– На гонке «Дакар» спортсмены погибают ежегодно. Многие как раз от обезвоживания. Например, в этот раз на третьем спецучастке погиб молодой бельгийский спортсмен. Бывает, что гонщики перегреваются на солнце и перестают здраво соображать. Отследить это состояние не адеквата порой невозможно. Был случай, гонщик разделся посреди пустыни и лёг под небольшое дерево отдохнуть. В итоге перегрелся ещё больше и умер.

- Слышал, что участникам "Дакар" выдают какие-то специальные навигационные приборы.

- Обычный GPS-навигатор запрещён регламентом. Мы ориентируемся по роуд-буку. Грубо говоря, это заключённый в противоударный корпус рулон бумаги, на котором нарисована карта маршрута. Бумажная лента постепенно разматывается, указывая спортсмену, куда нужно ехать. Электроника в пути может «заглючить», а тут ломаться нечему. Но ориентация по роуд-буку - это ещё одно испытание «Дакар», потому что зачастую карта прорисована не подробно. Например, любая встречающаяся гонщику развилка обычно ставит его в тупик.

– Разве тебя такой риск не пугает?

– Я не считаю, что нужно бояться. Всё рано или поздно заканчивается. Надеюсь, ничего подобного со мной не случится. Чувствую, что ещё не всё успел сделать в своей жизни.

- У тебя жена и двое маленьких детей. Как они относятся к твоему опасному увлечению?

- Они понимают, что запретить мне участвовать в гонках - то же самое, что запретить мне дышать. Поэтому крепятся и следят за гонками. В этот раз брал их с собой в Аргентину.

– Ты уже упомянул о частых поломках во время гонки. Какие запчасти берёшь с собой в дорогу?

– Которые чаще всего «летят». Злосчастный подшипник, который меня нынче подвёл – точно таким не является. Он вообще никогда не ломается. Запасные колёса тоже с собой не вожу. Только специальный спрей, которым можно на время забрызгать пробоину.

– Какие травмы чаще всего получают квадроциклисты?

– Очень сильно страдают суставы, потому что подвеска у квадроцикла очень плохо «глотает» ухабы. Он постоянно трясётся и эта вибрация передаётся всему телу. Бывает, песок забивается под термокостюм и сильно натирает кожу. Ну, а о тепловых нагрузках на организм можно вообще не упоминать.

– В Екатеринбурге даже летом температура очень редко поднимается выше 28 градусов тепла. Где ты находишь пустыни для тренировок?

– Чтобы специально выезжать на тренировки в пустынную местность – нужны средства. А мой бюджет ограничен. Поэтому для меня лучшая тренировка – это соревнования. Дома я каждые выходные гоняю по лесным дорогам в области.

– Сергей, квадроцикл – далеко не самый популярный в России вид транспорта. Почему ты решил гоняться именно на нём?

- Изначально я хотел мотоцикл, но родители побоялись мне его покупать. А на четырёхколёсный квадроцикл, который, видимо, показался им более безопасным, согласились. Но на самом деле, всё наоборот.

Мой первый агрегат – Yamaha Grizzly 660, который отец подарил мне в 13 лет, стал для меня смыслом жизни. Гонял на нём все дни напролёт. А гоночную деятельность начал в 14 лет. Приехал с отцом на внедорожные гонки «Курс молодого бойца», но организаторы сказали, что без команды участвовать нельзя. Стал подходить ко всем спортсменам подряд. Говорил: «возьмите меня кто-нибудь в команду». Удивительно, но взяли самые опытные екатеринбургские гонщики - Андрей Красилов (первый Чемпион России по трофи-рейдам на ATV и инициатор самых известных квадросостязаний в нашей стране «Can-Am Trophy Russia» - прим. ред.) и его напарник Александр Дмитриев. С этого всё и началось.

- Многие российские экстремалы, как один, говорят, что в нашей стране очень сложно найти спонсоров. Что ты об этом думаешь?

- На самом деле это замкнутый круг. Чтобы на тебя обратили внимание - нужно много выступать. Чтобы много выступать - нужны спонсорские деньги. Поэтому если у тебя нет начального капитала, то то стать профессиональным гонщиком практически нереально. В 95 процентах случаев на начальном этапе спортсмену помогает семья. Я не отрицаю, что первое время мне давал деньги отец. Сейчас я сам научился искать спонсоров.

- Поделишься?

- Миром правят цифры. Я посчитал, что если я буду участвовать в серьёзных гонках, то у меня на центральных каналах будет, скажем, по две минуты эфира. Бесплатно. В то время как компаниям за то же самое время на тех же каналах за рекламный сюжет приходится выкладывать по 100 тысяч долларов. Идём дальше. Когда был первый «Дакар» мою страницу в «Фейсбуке» в день посещали по 50-100 тысяч человек. А меня несколько таких страниц в разных социальных сетях. Опять же, чтобы раскрутить свою группу какой-нибудь компании придётся затратить n-ое количество средств. Тоже самое я рассказывал своим нынешним спонсорам и они решили, что им реально выгоднее вложиться в спортсмена, который сделает им ещё большую рекламу. К тому же такая реклама способствует формированию позитивного отношения среди людей к этой компании, которая непросто деньги зарабатывает, а ещё вкладывает их в спортсменов.

На западе это отработанная схема. Есть такие зарубежные гонщики, которые и ездить-то толком не умеют, но заявляются на «Дакар». Перед гонкой они обращаются в различные компании и предлагают им стать спонсорами. Компания соглашается, гонщики обклеивают свои транспортные средства рекламой этих компаний и видеокамерами. По ходу гонки они снимают отличное видео и выкладывают его в сеть. Эти, можно сказать, рекламные ролики смотрят сотни тысяч человек по всему миру. Все довольны.

- А сколько вообще стоит участие в «Дакар»?

- Около пяти миллионов рублей.

- Сумма немаленькая. Будешь участвовать в следующем году?

- Сделаю для этого всё возможное. Но с нынешним курсом доллара - это будет непросто. Сейчас точно решил для себя, что буду набирать себе команду в России, а не на месте проведения «Дакар», чтобы платить им зарплату в рублях.

- Если выиграешь «Дакар», к чему будешь стремиться дальше?

- Когда выиграю на квадроцикле, пересяду на автомобиль. Когда я стал чемпионом России в классе «квадриков», то мне захотелось поучаствовать в классическом ралли - на автомобилях. В 2011 я прошёл специальный обучающий курс и заявился сразу же на Чемпионат Европы, в то время как другие новички гонщики начинают с клубных ралли. Поэтому в нашей федерации мне сказали, что я сошёл с ума и лицензию не выдали. После того, как я всё равно проехал один из этапов чемпионата в Швеции и занял там шестое место, став быстрейшим пилотом «Субару», нам сразу позвонили из Федерации с предложением: «Ребята, может вам выдать лицензию?».

В спорте ведь как, ты учишься у тех, с кем соревнуешься. Если с тобой рядом лучшие гонщики мира, то ты видишь, к чему должен стремиться и процесс обучения идёт быстрее.

- Почему тогда ты вновь пересел на квадроцикл?

- К сожалению, классический ралли намного затратнее и у меня просто не было столько денег.

- Сергей, сегодня ты - профессиональный спортсмен. За участие в российских соревнованиях ты получаешь призовые. Этого хватает на жизнь?

- На эти деньги точно прожить не удастся. У меня есть основная работа. Я технический директор компании, которая занимается продажей запчастей для вертолётов.

00003

АНО «Гоночная команда Сергея Карякина»
г. Екатеринбург, ул. Умельцев

Email: info@snagracing.ru

Телефон: +7 904 171 2176

Официальный сайт Сергея Карякина © 2020