Уже летом его ждёт новое испытание: спортсмен планирует покорить гонку "Шёлковый путь" - от Москвы до Пекина.

 Источник: E1.ru текст: Иван Веденин

4-е место на "Дакаре" – лучший результат в карьере Сергея Карякина.

"Дакар-2016" завершился чуть больше недели назад. Единственный и первый в истории российский квадроциклист на ралли-марафоне, екатеринбуржец Сергей Карякин, добрался до дома из далёкой Южной Америки через 5 дней после окончания соревнований. За 13 дней гонок Сергей на квадроцикле проехал около 9 000 километров. Это больше на 1,5 тысячи, чем проехать всю Россию – от Калининграда до Владивостока. Гонки были настолько тяжёлыми, что сейчас уральский мастер бездорожья вынужден ходить по врачам, чтобы восстановить здоровье.

– Первая мысль после возвращения с "Дакара" – немного расслабиться, просто отдохнуть, прийти в себя, – делится эмоциями после возвращения на родину Сергей Карякин. – Это не просто гонка, это самый серьёзный, самый продолжительный, самый тяжёлый марафон в мире. И когда я первый раз, уже здесь в Екатеринбурге, пришёл на массаж, я был удивлён тем, в каком плохом состоянии у меня спина – всё очень сильно отбито, компрессионное сжатие позвонков, очень много проблем, теперь нужно восстанавливать здоровье.

– Сколько времени уйдёт на восстановление спины?

– Ну, чтобы суставы восстановить, я думаю, месяца два уйдет. Просто, если бы сейчас просто лежал на кровати – это одно, а я же всё равно буду кататься на снегоходе, ещё что-то, то есть жизнь активную продолжать. Это будет замедлять восстановление.

– А стоит ли "Дакар" всех этих мучений, о которых ты рассказываешь?

– Сложно сказать, но мне кажется, что да – он стоит этого. Это моя цель, и для тех, кто понимает, что такое "Дакар", это большая победа для самого себя, победа над собой, что ты доехал до финиша. Хотя честно скажу, после первых трёх этапов гонки уже каждый день думаешь: "Да зачем мне всё это нужно? Зачем я сюда поехал?" Поэтому важно не поддаваться этим мыслям, важно не потерять концентрацию и настрой. Это очень большая работа над собой.

– Какие ещё есть проблемы, сложности в бытовом плане после "Дакара"?  

– Ну самое ощутимое – это разница во времени. Когда у нас утро – там ночь. Элементарно не высыпаюсь. А нужно ездить на работу, каждый день всё равно необходимо вставать в 8 утра. Сейчас вот время около 9 вечера – я уже собираюсь ложиться, постараюсь уснуть, чтобы завтра пораньше встать.

– Какие вообще в целом впечатления оставил этот "Дакар"?

– Казалось бы, должно быть какое-то удовлетворение, оно, в принципе, есть, финиш – это уже хороший результат, больше половины гонщиков вообще не смогли пройти все этапы, я рад, что смог проехать все, но есть определённые вопросы к организаторам. Где-то в учётах результатов, скорее всего, есть ошибка. С этим нужно разобраться.

– Для тебя это самый удачный "Дакар" – четвёртое место, а по сути, даже третье. В чём ты стал сильнее по сравнению с двумя предыдущими сезонами?

– Если говорить именно обо мне, то это более качественная физическая подготовка, тренировки, настрой, а если в целом оценивать, то, конечно, сказалось, что со мной была моя команда, "техничка" (машина технической поддержки. – Прим. ред.). Механик – мой старый друг, товарищ Сергей Говорухин –  обладает невероятным терпением, он всё на десять раз перепроверял, каждую гаечку затягивал именно так, как надо, никогда не допускал, чтобы где-то схалявить, всё делал идеально, и результат был налицо – техника не подводила. Когда вся команда работает для тебя, когда все заинтересованы в твоём результате, а не ради денег едут, это дорогого стоит, это очень важно.  

– А квадроцикл остался прежним, или как-то его усилили по сравнению с прошлыми ралли?

– Ну, я вообще изменил принцип подготовки квадроцикла. Раньше бак очень высоко находился, что давало нагрузку на раму, на другие узлы. Сейчас я баки перенес на подножки, они очень хорошо разместились, у них большой объём, кардинально снизился центр тяжести, что придаёт большой плюс управляемости, которая очень сильно влияет на усталость.

– Один из самых больных вопросов – каким образом африканский гонщик оказался впереди тебя и занял третье место, ведь всего за 30 километров до финиша его результат был хуже твоего?

– Не знаю, трудно сказать. Кто-то говорит, что он очень быстро ехал. Сложно всё это комментировать, поскольку смотришь на таблицу результатов и видишь, что на трёх точках мы с ним менялись местами – то он впереди, то я, но на последней отметке он был позади меня на 30 секунд, а заключительные 23 километра, судя по протоколу, он проехал где-то за 6 минут, быстрее, чем вообще кто-либо на "Дакаре" во всех классах, даже быстрее, чем пилоты на машинах, хотя у них скорость просто на порядок выше, чем у квадриков. Как-то он умудрился так проехать, и средняя скорость при таком результате у него должна была быть порядка 220 километров в час. Может быть, это какая-то ошибка, нужно во всём разбираться. Но и до этого было очень много ошибок обидных со стороны организаторов.

Как же так? Это же легендарный "Дакар", где всё должно быть на высочайшем уровне…

– Я и сам удивлён, это одно из самых серьёзных мероприятий в мире, и такие ляпы… Даже не думал, что такое может быть. Они произвольно меняли результаты, причём могли это сделать спустя 4-5 дней, когда ты уже вообще не помнишь, что там было, учитывая сложность гонки и усталость. При этом они никак не поясняли свои действия, просто меняли результаты и всё.

– Твои знакомые на странице в социальных сетях приводят достоверные факты, что с африканцем вышла ошибка, будешь оспаривать результаты гонки?

– Конечно, хотелось бы добиться справедливости, но я не могу просто сказать им: "Парни, мне кажется, я ехал быстрее". Нужна доказательная база из документов. Мы запросили у организаторов временные карты, но нам сказали, что их нет, они где-то в другом месте, посмотрите потом.

– И это ведь не единственный отрицательный момент. Ты рассказывал, что тебя обокрали ещё до прибытия на место…

– Ну да, у нас в "техничке" были всякие брелоки дакаровские, флешки. Всё, что лежало на приборной панели, всё вытащили.

– А ситуация на этапе в Боливии вообще странная…

– Да, я ехал, там была толпа зрителей, они очень просили остановиться, сфотографироваться, звучала их коронная фраза "Una foto, por favor!". Думаю, ну ладно, остановлюсь, раз так просят. Я останавливаюсь, тут же они запрыгивают ко мне на квадроцикл, он весь просаживается от такой нагрузки, я пытаюсь им объяснить, что не нужно так делать, говорю, чтобы слазили, бибикаю, включаю скорость, начинаю ехать, проезжаю всего метров 30, смотрю на бак, а там уже сумки нет. Зачем они её забрали – не понимаю. Может, они думали, что там пачки долларов, а у меня там были инструменты – накачка для колёс, жгуты для ремонта колёс, то есть вещи, которые ничего не стоят почти, но очень нужные. 

– Первый этап "Дакара" отменили из-за ливня. Действительно были настолько плохие погодные условия?

– Да, ливень прошёл очень сильный, прямо как стена дождя, невозможно было ехать. Ну и по трассе, говорили, будет много рек, которые тяжело будет преодолевать. Погода была плохая, её бросало из холода в жар. Температура то снижалась до ноля, то достигала +50 градусов. И вот так резко она менялась в течение всего одного-двух часов!

– Что бы хотелось рассказать о победе на 7-м этапе? Как это было?

– Это был как раз тот этап, когда меня не выпускали на зоне контроля, потому что у меня сломался Iritrack – прибор для контроля прохождения точек. И сначала я был седьмым, но я боролся за это, и только на следующий день мне убрали время простоя, и я стал первым на этом спецучастке. Это был каменистый участок, ехать нужно было только там, где расчищено. И я проехал без проколов, без поломок на достаточно высокой скорости.

Сергей Карякин стал четвёртым на "Дакаре", хотя ехал к финишу с третьим результатом.

– Это твой лучший этап?

– Трудно судить. Ведь, может быть, у кого-то из других участников были какие-то проблемы, а я проехал чисто. Ну и в целом, если не брать в расчёт первые 3-4 дня и откинуть проблемы со временем, я всегда был в первой четвёрке или пятёрке.

– А когда ты выиграл 7-й этап, как к тебе стали относиться? Может, кто-то косо смотрел, особенно лидеры, братья Патронелли?

– Ну да, кто-то начал криво смотреть, кто-то, наоборот, стал подходить поздравлять, радоваться за меня. Но все очень напряглись, когда я стал первым в общем зачёте. Причём не только гонщики, но и, видимо, организаторы тоже напряглись.

– Немного обывательский вопрос: как на "Дакаре" вы понимаете, куда ехать? Там же нет указателей на трассе?

– У нас есть карта с подробным описанием всей дистанции, через сколько метров куда поворачивать. Но бывают тяжёлые моменты. Например, заезжаешь в дюны, тебе дают направление двигаться по определённому градусу, а ехать по одному направлению прямо в течение 3-5 километров очень сложно, всё равно теряешь этот курс, смещаешься немного то влево, то вправо, объезжаешь горки. После этого сложно найтись и ехать в правильном направлении.

– Но ведь гонщики на машинах едут со штурманом, а вы сами…

– Да, это определённая сложность, нам нужно и рулить, и успевать смотреть, куда ехать. У нас есть только одометр, который показывает точное расстояние, которые ты проехал, и рулон бумаги, на котором всё нарисовано, где куда повернуть. 

– На одном из этапов ты перевернулся, что там произошло?

– Это во второй день было. Там был резкий правый поворот. Я начал поворачивать, а там стояли два квадроциклиста на внешнем радиусе. Я бы точно не смог пройти этот поворот по внутреннему радиусу – скорость была слишком большая. Скорее всего, я бы врезался в них, повредил бы себе радиатор и подвеску. Поэтому я решил, что лучше съехать в кювет, там была куча земли, я на ней подпрыгнул, а дальше в траве был столбик ограждения, я об него ударился и перевернулся через руль. Сам не пострадал – так, пару царапин, ничего серьёзного. 

– А на 8-м этапе колесо проткнул…

– Странно было, я всего сто метров от старта проехал, это было русло реки, хотя в них обычно не протыкаешь колёса, а здесь я не просто проткнул, а вообще порвал колесо в трёх местах. Не мог никак его отремонтировать, просто повезло, что другой участник – Диего Лисио, уругваец, N 290 – отдал своё колесо.

На одном из этапов Сергей проткнул колесо, менять пришлось в 50-градусную жару под палящим солнцем.

– У него запаска с собой была?

– Да, у него было запасное колесо, и он не пожалел, обычно не отдают запаски, самим же тоже нужно ехать. Я ему очень благодарен за это.

– А у тебя своей не было запаски?

– Нет, я не возил с собой, просто обычно таких серьёзных проколов не бывает, что даже не починить. И дальше я решил больше так не рисковать и брать с собой запасное колесо, как бы ни было это неудобно.

– Ты как-то отблагодарил Диего после гонки?

– Я ему полностью обслужил квадрик после финиша гонки – сделал ТО, почистил фильтр, всё сделал, чтобы он побольше отдохнул. Там был марафонский спецучасток, где все спали на полу, я у пожарных купил матрас, отдал ему, он там спал на матрасе, был доволен.

– На предпоследний, 12-й этап, вышли только 24 спортсмена, хотя начинали 48…

– Ну это не удивительно, это самая сложная гонка в мире, всегда минимум 50 процентов сходят, не доезжают до финиша, потому что это очень тяжело для человека. Кто-то по физическим данным сходит, кто-то из-за технических проблем.

Сергей Карякин и его механик Сергей Говорухин.

– В чём главные отличия от прошлогоднего "Дакара"?

– Спецучастки были очень скоростными, это не свойственно для "Дакара", где трассы обычно более внедорожные, где нужно было ориентироваться, вырабатывать стратегию, а здесь нужно было в основном только жать на газ. 

– Какие три слова приходят на ум, вспоминая этот "Дакар"?

– Быстро, тяжело, досадно.

– Кстати, что у тебя сейчас с квадроциклом? Он где-то хранится или в ремонте?

– Его скоро должны отправить из Южной Америки на корабле во Францию, откуда я сам его заберу. Я полечу в середине февраля туда за ним, и домой уже своим ходом. Тоже должно интересное путешествие получиться.

– А в Екатеринбурге что с ним будет?

– Буду на нём тренироваться, использовать его.

– То есть по болтикам ты его не будешь разбирать, перебирать?

– Нет, это не требуется, он уже перебран, хочу его ещё использовать в этом сезоне.

– О следующем "Дакаре" ещё не думал? Какие планы?

– Пока ничего не планирую, это ведь очень дорого, с таким курсом валют что можно планировать? Пока непонятная ситуация, что вообще будет. Стартовые взносы там откроют в мае, и вот надо будет смотреть, какой курс будет. 200-300 рублей за евро?

– Примерный бюджет для "Дакара" ведь около 10 миллионов рублей? 

– Да, не меньше.

– В аэропорту тебя очень тепло встречали…

– Да, это очень приятно, приехали родные, друзья. После таких трудностей очень приятно знать, что близкие всегда тебя поддерживают. Когда увидел детей и жену, не смог сдержать слёз, такое счастье, по всем очень соскучился.

В Екатеринбург Сергей прилетел только через 5 дней после окончания соревнований. 

– Какие планы на этот спортивный сезон?

– Очень хотелось бы мне проехать "Шёлковый путь", мечтаю об этом. Это будет гонка Москва – Пекин, её проводят как проект в целях улучшения отношений России и Китая. Гонка пройдёт в июле, будет продолжаться 2-3 недели, потому что километраж по дистанции автомарафона от Москвы до Пекина более 10 тысяч километров.

– Поедешь тоже на квадроцикле?

– Нет, квадриков и мотоциклов там нет, там только машины и багги. Хочу на багги попробовать.

Фото: Михаил ЛАСТОЧКИН; Константин ЗАРИПОВ; Денис БУШКОВСКИЙ; страница "Вконтакте" Сергея Карякина

00003

АНО «Гоночная команда Сергея Карякина»
г. Екатеринбург, ул. Умельцев

Email: info@snagracing.ru

Телефон: +7 904 171 2176

Официальный сайт Сергея Карякина © 2020