Сергей Карякин, 25-летний спортсмен из Екатеринбурга, третий раз выступивший в легендарной гонке «Дакар» и занявший в этом году 4-е место (!), по прошествии трех недель после финиша, взвешенно и спокойно рассуждает о 10 гоночных днях и девяти тысячах километров марафонского ралли.

Журнал RedSleds, февраль 2016

Текст: Сергей Кубанов

Карякин – первый российский квадроциклист,который не просто собрал энную сумму и поехал на «Дакар» в 2014 году, а ни много ни мало – доехал до финиша. Сергей удивил и экспертов, и соперников, потому как доехать на «Дакаре» дорого стоит. Это значит – гонщик не просто фартовый, а имеющий хорошую физическую форму, высокий класс езды, правильно выбранную стратегию и тактику гонки, высокую мотивацию и чемпионские амбиции. Таких и боятся, и уважают. Объективно сегодня Карякин – единственный россиянин в квадрозачете, на которого «надо ставить». Не в смысле тотализатора, а в понимании поддержки. И не столько частного бизнеса, сколько госкомпаний и корпораций.

Этот обаятельный молодой человек за свой счет и счет своих спонсоров сделал для имиджа страны больше, чем все наши хоккеисты, футболисты и, вероятно, шахматисты вместе взятые. А что это значит
Это тысячи новых туристов из зоны уважения/почитания гонки «Дакар», приезжающие благодаря Сергею Карякину в Россию и оставляющие у нас миллионы долларов.
Пока финансово поддерживают Сергея только друзья – друзья-спонсоры, друзья-предприниматели, друзья-спортсмены. Какие шансы, что ситуация изменится? Высокая. Потому что это Карякин. И не в плане его достижений, а в его личном отношении к жизни. Когда Карякин сильно хочет, силы вселенной ему помогают. И здесь уместно привести слова Уинстона Черчилля: «Я уверен, что сейчас мы – хозяева своей судьбы, что стоящие пред нами задачки нам по плечу, что у нас есть силы перетерпеть все будущие тесты. Пока у нас есть вера в наше дело и несокрушимая воля к победе, судьба будет на нашей стороне».



RS: Это был твой третий «Дакар», причем не в самых лучших финансовых обстоятельствах для российского бизнеса. Как обстояли дела со спонсорами?

С.К.: В начале года динамика была положительная, но к концу такое понятие, как спонсорство, умерло. Те компании, с которыми мы договорились в начале года, выполнили свои обязательства, но им было очень тяжело. Так или иначе, я им безмерно благодарен. Потому что без них я бы точно не поехал. Финансовая ситуация крайне непростая, и все, как один, об этом говорят.

RS: Что теперь говорит твой опыт работы со спонсорами?

С.К.: Спонсорство в России больше остается уделом друзей-партнеров или людей, которые в тебя верят. Основным является не выгода для человека в плане прямой, рекламной отдачи, а скорее – спортивное меценатство, благотворительный подход. Я привожу маркетологам и рекламщикам реальные цифры, рассказываю о выгодах, доказываю фактами, что спонсорство «Дакара» – это не затратная часть, это деньги, которые должны рассматриваться как инвестиции! Но мне говорят, что такой рекламой сейчас заниматься не время…

RS: Какие варианты?

С.К.: Было бы идеально попасть в спонсорскую программу какой-нибудь нефтяной компании, но, к сожалению, в России этосделать крайне трудно, если у тебя нет знакомого или друга, который напрямую в этом заинтересован. Огромная дистанция в эффективной коммуникации спорта и бизнеса.

В этом году на «Дакаре» я познакомился с директором Total Europe, мы ведем с ними плотные переговоры, и надеюсь, что у нас получится работать. Я буду этим гордиться, потому что эта марка поддерживает много мероприятий, в том числе и сам «Дакар». И в политическом плане это выгодно, потому что если организаторы хотят меня засудить, у меня будет влиятельный рычаг.

RS: Ты рассматривал идею краудфандинга, народного финансирования?

С.К.: Я сам не рассматривал, но есть люди, которые писали на форумах, что хотели бы меня поддержать. Но были и те, которые выражали негатив, что у кого-то, например, ребенок болеет, а я собираю деньги, чтобы погонять. А я ведь не веду никакой речи о заработке. Поэтому я сам лично не прибегал к народному финансированию. Думаю, наше общество пока не готово к такому инструменту.

RS: Говорят, ты встречался с Мутко? Выйдет из этого что-топутное?

С.К.: Да, я встречался с министром спорта России. Просил помочь найти спонсоров, мне сказали, что постараются помочь и обещали дать мастера спорта.Я написал его контактному лицу, но ответа пока не получал. Как бы отказа нет, поддержки пока тоже, вероятно, статус этих отношений можно характеризовать так – «в процессе».

RS: В этот раз ты изменил стратегию участия. Ты вез свой аппарат, свои запчасти и техничку. Насколько это решение удорожило проект

С.К.: В два раза. В этом году получилось больше 12 млн рублей. Пока не подбивал расходы окончательно, да и не очень хочется.

RS: Минимум команды – это пилот, механик и менеджер. А если расширить команду, кто дальше идет по приоритету и насколько он нужен?

С.К.: В техничке должен быть свой водитель, он же ответственный за лагерь. Должна быть вторая легковая машина, которая будет следовать за квадроциклом на лиазоны. В ней, по регламенту, должно быть два человека. Механиков тоже нужно двое, потому что работы реально много и один человек очень сильно устает. Если из команды кто-то выйдет из строя, считай, гонка закончилась.



RS: Ты доволен своим менеджером? Каков его реальный вклад?

С.К.: Я ожидал от него гораздо больше. По факту он был водителем технички, а должен был решать организационные вопросы, но у него это плохо получалось. Конечно, нужен менеджер с высокой степенью влияния на организаторов. Тогда в этом будет толк.

RS: В этом году в плане физической формы ты ставил на маленький вес. Эта ставка себя оправдала?

С.К.: Перед «Дакаром» я пил очень много воды и набрал два-три килограмма. На финише я весил на шесть килограмм меньше. Ежедневно в таком темпе восполнять количество воды невозможно, поэтому мне был нужен небольшой запас по весу в начале длинной гонки. В плане физической формы я был собой доволен. Конечно, на будущее, для стабильно высокого хода, нужно иметь с собой и врача, и массажиста. Но это стоит очень немалых денег.

RS: На первом «Дакаре» ты был впечатлен его организацией, сейчас у тебя есть претензии. Ты более критично на него стал смотреть?

С.К.: Конечно, момент критичности появился, но, как мне сказали, у них полностью поменялась организационная команда, и ребята еще учатся, делают много ошибок. Так что «Дакар 2016» был действительно несколько слабо организованным.

RS: Что скажешь по поводу судейства? Это следствие новой команды или политический аспект?

С.К.: Это сложный вопрос.Череда обстоятельств, которые происходили, заставляют меня думать, что в отношении меня там было что-то большее, чем просто случайность.

RS: Ты весьма серьезно подготовил квадроцикл к гонке. На девять тысяч километров у тебя минимум технических «приключений». Какие решения были верными и что изменишь в следующий раз?

С.К.: По сравнению с другими участниками у меня было очень мало поломок. Отвалился глушитель, разорвалась банка, отвалилась труба выхлопного коллектора, выпала втулка и протерся радиатор, вытек задний амортизатор. Но это ничтожные поломки в масштабе дистанции марафонского ралли. Я доволен топливной системой. Мы использовали только одну стандартную помпу, когда другие использовали подкачивающие помпы. Баки были перенесены на подножки, и в них же стоял топливный насос. У меня была
еще запасная топливная помпа.
На одном из спецучастков сгорел регулятор напряжения и разрядился аккумулятор, но такие моменты сложно предвидеть. Конечно, будь у меня под рукой компактный выносной аккумулятор-«пускач», это решило бы проблему. На будущее его надо иметь. И конечно, впредь запасное колесо будет с собой. Уже придумал компоновочную схему.

RS: Твой лейтмотив – это «я еду в своем темпе и не буду рисковать». Тебе не кажется, что стоит немного прибавить?

С.К.: Для начала нужно понимать, что ребята, которые едут передо мной, всю жизнь там живут и гоняют. Моя скорость – 80 км/ч – является тем же фактором риска, как для них 100 км/ч, потому что ездить по чужим дорогам и у себя дома – это разные вещи. Пускай за девять тысяч километров ты не сможешь запомнить все трассы, но ты знаешь местность и понимаешь, чего от нее ожидать. У этих гонщиков гораздо больше накат, потому что у них проводится Dakar Series, участие в котором не дорогое – как для нас в Can-Am Trophy поучаствовать. А мне, чтобы потренироваться, нужно лететь в Аргентину или в Абу-Даби, но стоить это будет около миллиона. Конечно, я не такой быстрый, как они, но здесь важнее стратегия. «Дакар» никогда не выигрывает самый быстрый гонщик, выигрывает тот, кто едет стабильно. Я делаю упор на то, что нужно ехать без ошибок, технических поломок, стабильно и уверенно. Это моя стратегия.

RS: Какие планы в отношении «Дакара 2017»?
С.К.: Будет финансирование – поеду. А сейчас мне хотелось бы сказать спасибо тем, кто дал мне возможность стать единственным участником на «Дакаре» в классе ATV из России. Это компании Airon, UralAvia Ltd., New Star Hotels, Albico, Brinolli, а также Vision X, Fuchs, ITP, GoTune, «ЧелябТрейд» и «Индевел».

00003

АНО «Гоночная команда Сергея Карякина»
г. Екатеринбург, ул. Умельцев

Email: info@snagracing.ru

Телефон: +7 904 171 2176

Официальный сайт Сергея Карякина © 2020