Ответы на вопросы читателей портала БайкПост

Источник: БайкПост

— Сергей, приветствую! «БайкПост» необычный интернет-ресурс, здесь все читатели – они же и писатели. Я попросил задать вопросы о твоем выступлении на «Дакар-2014» участников нашего сообщества, мото и квадроциклистов. Начну с очень точного и компетентного вопроса: почему ты выбрал для гонки задний привод?

— Задний привод легче и надежнее. К тому же, это разные подклассы по максимальному объему двигателя: у заднеприводных квадроциклов максимальный объем двигателя меньше, чем у полноприводных, а я не стремился к большой кубатуре.

— Что можешь сказать о модели, на которой ездил?
— Надежная, правда, мощности не хватало. Знаю, что есть у других производителей 700-кубовые моторы, также одноцилиндровые, только лошадей на 20 больше.

— А зачем выбрал? Модель, которую ты взял, она как-то была изменена, тюнингована?
— Я посмотрел, на чем едет Патронелли: на «Ямахе». Значит и я поеду на «Ямахе».
Мотор и раму оставили стандартные. Усилили подвеску, заменили задний маятник. Увеличенный бак поставили.

— Лично у меня сложилось ощущение, что было что-то авантюрное в твоей поездке на Дакар. Вот слышу: «Сергей впервые едет на квадроцикле по дюнам». Надо же! Или твоя фраза: «Впервые увидел «roadbook». Кстати, что это?
— У мотоциклистов это рулон бумаги, где написано, какие движения тебе нужно сделать, чтобы пройти спецучасток. Вообще-то, я и раньше участвовал в ралли, умею пользоваться «roadbook», но именно такой увидел впервые!
На Дакаре он углубленный, сложный в ориентировании, сама местность часто не содержит каких-либо ориентиров, допустим в песках идешь по направлениям, по градусам. Это может быть небольшой участок, где видна какая-то дорога, идешь по ней 500 метров, поворот направо, входишь в дюны, указание двигаться 20 километров по 150-му градусу.

— Как определял направление?
— По навигатору, он показывает направление относительно земной поверхности. В песках дорог нет. Дюны передувает ветром и они двигаются. Нужно смотреть не только где ты едешь, но и куда. По песку до Дакара я, действительно, не ездил. Прилетел и начал учиться движению в дюнах.

— Какие особенности?
— Песок рыхлый, и нужно всегда поддерживать высокую скорость. Важно, поэтому, выбирать правильную передачу. Очень многого нельзя рассказать словами, нужно именно почувствовать как квадроцикл едет по песку, как его «стаскивает», как перепрыгивать через дюну… Это страшновато, когда поднимаешься практически вертикально на дюну, перепрыгиваешь через нее и так же вертикально пытаешься спуститься вниз.

— С этим связаны твои первые результаты, когда ты, как это выглядит со стороны, просто «вкатывался» и не занимал серьезных позиций в гонке?
— В первые дни у меня сломался квадрик и потом всё были перегревы. Когда я немного модифицировал систему охлаждения, стало лучше, но были перегревы всё равно, хотя и не так часто, как вначале. Когда двигатель перегревается, ты вынужден остановиться, иначе цилиндр треснет и заклинит мотор.

— Сколько времени тебе нужно было на адаптацию?
— Всю гонку я привыкал, каждый день учился и понимал для себя что-то новое. Физически адаптировался примерно через неделю с начала гонки, это было самое тяжелое время. При этом в Латинскую Америку прилетел за неделю до старта. Специально к Дакару я не готовился.

— На что ты рассчитывал, когда летел на гонку?
— Я всегда еду за победой, но понял, что на этом Дакаре главное — финишировать. Когда гонка началась, я понял, что с тем уровнем подготовки квадроцикла, с моим уровнем вождения, опыта я не смогу победить и поэтому, когда я уставал или были проблемы с квадриком, лишний раз не рисковал, предпочитал сбрасывать темп, чтобы точно дойти до финиша.

— Слышал мнение, что эта гонка не для тех, кто быстро едет, а для тех, кто смог грамотно распределить свои силы и просто дошел до конца.
— Так или иначе, все едут очень быстро! Скорость на Дакаре очень высокая, представь как нужно гнать, чтобы пройти 630 километров за 6 часов. Средняя скорость на гонке более 100 километров в час. Практически везде я ехал столько, сколько едет квадроцикл.

— От жары есть спасение?
— В самый жаркий день температура была свыше 55 градусов. Песок так нагрелся, что через мотоботы было ощущение, что стоишь босиком. От такой жары ничего не помогает, тяжело, сердце болит.
У каждого гонщика с собой запас воды: пять литров на квадрике, и три литра за спиной, в аквапаке. Под конец гонки я стал добавлять в воду соль и витамины.

— Большой интерес к финансовой составляющей твоего участия в Дакаре. Думаю, что в данном случае это не только обычное человеческое любопытство, я не удивлюсь, если среди «байкпостовцев» кто-то всерьез примеряется к этой гонке. Что необходимо для участия в Дакаре? Какие документы, тарифы, затраты пилотов?
— Нужны открытые категории на право управления квадроциклом и автомобилем, а также лицензия Мотоциклетной федерации России. Лицензия стоит в пределах 4000 руб.
За гонщика нужно заплатить организаторам 12000 евро, за механика 10000, за менеджера 8000. Такие ставки действуют, если платишь до начала мая. После этого с каждым месяцем стоимость взноса значительно увеличивается.
Что касается услуг команды поддержки, для квадроцикла можно уложиться тысяч в 60 евро. Меня обслуживала французская команда технической поддержки, они же предоставили в аренду квадроцикл Yamaha Raptor.
Остальные расходы – на перелет, экипировку и бензин. В целом, для участия в гонке на квадроцикле получится больше 100000 евро. Я знаю, что некоторые мотоциклисты тратят на Дакар меньшие суммы — от 70000 евро.
Многое, конечно, упирается в деньги, но еще важнее – желание. Если есть желание, возможность найдется всегда.

— Какой регламент и ограничения в обслуживании техники во время гонки?
— За замену двигателя – 15 минут, остальные замены на усмотрение гонщика. Все замены и техобслуживание осуществляются по вечерам, в лагере. В течение дня никто из механиков не имеет права тебе помогать. На этапе ремонтируешь все сам.

— Как ты устранял проколы, менял колеса?
— Плечами и руками. Упирался в раму, снимал колесо, затыкал проколы жгутом, накачивал, ставил колесо обратно.
Жара была такая, что резина просто не выдерживала. Это было на 11 день гонки. До 550 километра я шел первым, потом колесо начало прокалываться постоянно, я заметил, что все проколы ровно посередине покрышки, поставил в общей сложности более 40 жгутов, но ничего не помогало. Пришлось ехать на спущенном колесе… Оказалось, что это были не проколы, покрышка просто развалилось по центру.

— Если все получится, и ты снова поедешь на Дакар, оставишь ту же модель квадроцикла?
— Модель будет та же, но подготовку немного поменяю. Сделаю два бака, а не один, чтобы развесовка была лучше. Компрессор поставлю стационарный, для подкачки колес.

— Какие отношения между гонщиками? Как устроен лагерь?
— Я не заметил особого общения, да на это и времени не остается. Все настолько уставали после спецучастков, что успевали переодеться, принять душ, поговорить с механиком, подготовить «roadbook», поужинать и сходить на массаж. В лучшем случае, стараешься лечь спать в 10 вечера, а в 4 утра уже подъем…
Лагерь выглядит как большой город из палаток, каждый день он – на новом месте. Иногда нас селили на стадионах, иногда на треках, всегда была какая-то минимальная инфраструктура.

— Это в лагере. Не было, значит, посиделок у костра, да под гитару… А на этапах? Ты просил о помощи? Останавливались?
— Бывало, что и просил, иногда и сам останавливался, делился инструментом. Если «голосуешь», то не сразу тормозят, может, один из двадцати и остановится. В нашем классе временные затраты на дорожную помощь влияют на результат. Все время, что потратил на остановку, будет твоим. Это не так, как с автомобилями. Там обычно с вертолетов ведется съемка и затраты на оказание помощи вычитаются из времени гонки.

— Какая у спортсменов есть в дороге связь? Что делать, если техника сломается в безлюдном месте и сам не сможешь починить?
— Сход с гонки. Ты нажимаешь кнопку на спутниковом телефоне и говоришь: «У меня сломался квадрик». Организаторы тебя забирают на вертолете и отвозят до попутной машины, которая едет в лагерь. Ты приезжаешь в лагерь, а квадроцикл вечером забирают.

— Какую защиту используют участники класса «мотоциклы»?
— Практически все ездят с защитой шеи. В общем, полный экип, включая кроссовые мотоботы. Правда, не все используют наколенники. Я и сам ездил в наколенниках не на всех этапах.

— Производители мототехники и защитной экипировки смотрят за тем, как техника едет, что ломается?
— Сложно примерять поломки, которые происходят на этой гонке, к поломкам, которые будут происходить в обычной жизни. Я не слышал о каком-либо интересе со стороны производителей, возможно, все это происходит в заводских командах.
Что касается экипировки, то она к завершению гонки, скажем так, приходит в негодность. Я думаю, что в тех условиях экипировка как расходный материал, какой бы она ни была хорошей и дорогой.

— У тебя есть мотоцикл?
— Да, KTM SMC-690. Но в этом деле я пока новичок.

Сергей, мы поздравляем тебя с прошедшим Днем рождения, ты встретил его через несколько дней после окончания гонки. И, в качестве пожелания, — принять участие и занять призовое место в следующем Дакаре!

Спасибо всем тем, чьи вопросы прозвучали сегодня.

00003

АНО «Гоночная команда Сергея Карякина»
г. Екатеринбург, ул. Умельцев

Email: info@snagracing.ru

Телефон: +7 904 171 2176

Официальный сайт Сергея Карякина © 2020