Сергей Карякин стал единственным российским участником знаменитой гонки «Дакар» и первым среди наших соотечественников победителем в категории квадрациклов за всю историю. Недавно Сергей вернулся в Екатеринбург с очередных соревнований Абу-Даби Desert Challenge, в котором занял второе место. Помимо многочисленных соревнований и работы в жизни Сергея имеет место самое сокровенное – это его семья: жена Юлия и маленькая дочка Алиса, а в скором времени счастливое семейство ожидает пополнение. Невозможно налюбоваться тем, с каким трепетом и любовью молодой спортсмен заботится о своей семьи, они не расстаются даже на соревнованиях.

Журнал "КУРАЖ"

Сергей Карякин – квадрациклист, 23 года
Семья – жена Юлия, дочь Алиса

Достижения: 1-е место в ралли «Дакар» в зачете квадрациклов (10-й этап); 2-е место в классе квадрациклов, 3-е место в абсолюте WRC Academy; Абу-Даби Desert Challenge.

– Сергей, когда вы впервые попали на соревнования?

– Мои первые соревнования были в 13 лет. Это были клубные соревнования, тогда я занял первое место. Я участвовал со своими друзьями – с Андреем Красиловым, Сашей Дмитриевым. Первый опыт – самый волнительный. Я до сих пор помню, сколько эмоций и удовольствия тогда испытал. Уже тогда хотелось участвовать в более серьезных соревнованиях, но у меня на тот момент не было водительских прав. Права я получил в 16 лет и стал участвовать поначалу на мелких соревнованиях, позже на чемпионате Урала, в котором победил, а уже в 18 лет я стал чемпионом России.

– Что больше по душе в ралли – авто- или квадроспорт?

– Ралли как формат соревнований может проходить на квадрациклах, машинах или мотоциклах. Я участвую во всех категориях, кроме снегоходов. На снегоходах – редко. Считаю, что на снегоходах нужно кататься в свое удовольствие в красивых местах, в горах, но не на соревнованиях.

– Гонки – это настоящая школа выживания, на них же люди погибают?

– Да, это так. К сожалению, есть печальный опыт на мировых соревнованиях. В Абу-Даби один из гонщиков умер прямо у меня на глазах – разбился с 10- метровой дюны (песчаный холм. – Прим. ред.). Я был в шоке, сложно для меня было это пережить, я два дня после этого случая старался ехать медленнее и быть внимательным.

– По-моему еще на Дакаре погиб человек?

– На ралли «Дакар» погиб бельгийский гонщик. Я его знал, мы жили в одном отеле, хороший мужик был, отец двоих детей. Но он погиб от перегрева. Был очень жаркий день, +55 градусов в тени, даже отменили спецучасток. Так как на квадрациклах особенно тяжело ехать в таких условиях.

«Дакар» для меня был самым тяжелым из всех соревнования. Это считается самой сложной гонкой: 14 дней в пути с 4 утра до 6 вечера, плюс непривычные климатические условия, к тому же я участвовал в этой гонке в первый раз.

Самый серьезный уровень организации именно на Дакаре, это «целый город», который встает с тобой каждое утро и передвигается в следующий пункт назначения. В следующей гонке также планирую принимать участие.

– Какую нужно иметь физическую подготовку, чтобы выдерживать подобные испытания?

– Должна быть выносливость, а прежде всего желание доехать до финиша и победить! Самое главное – это желание, даже не физическая подготовка.

– А вам что больше помогает? Наверное, молодость – сил у вас достаточно!

– Молодость, конечно, еще я постоянно занимаюсь и поддерживаю форму: посещаю тренировки, повышающие выносливость, а не прибавляющие объем мышцам. Объем мышц в этом спорте абсолютно ни к чему, нужна усидчивость, ловкость и быстрота. Зачем носить с собой эту ненужную груду мышц?

– Чем вам запомнилась гонка в Абу-Даби Desert Challenge?

– Это мой первый этап чемпионата мира по кросс-кантри ралли. Финишировал я второй, считаю это вполне достойным результатом и очень доволен им. Соревновался я с достаточно опытными соперниками, которые не только эту гонку проходили много раз, они по дюнам ездят много лет.

– Это же настолько невыносимо жарко, в пустыне…

– Нет, не думаю, было всего +40! Соревнование длилось шесть дней, в каждый из них мы по 6–7 часов ехали по пустыне. Я участвовал на квадрацикле, но автоматически попал в зачет «абсолют» до 25 лет среди гонщиков и на автомобилях, и на мотоциклах. В итоге в абсолюте я занял третье место.

А в целом хорошая страна, теплая и комфортная. Все организовано на высоком уровне. Ездили с женой и дочкой, также мои друзья приехали меня поддержать! Было здорово, помимо соревнований, мы отдыхали в Абу-Даби три дня.

– Как восстанавливаетесь после столь изнурительных соревнований?

– Особого никак – приехал домой, отдохнул, полежал. Побыл с семьей и поехал дальше. Это, конечно, стресс для организма, тем более в Абу-Даби я приехал с Камчатки, где катался на снегоходах. Летел 24 часа, дала о себе знать резкая перемена климата, поэтому первый день был очень тяжелый, кружилась голова. Когда едешь, тебе кажется, что дюны абсолютно ровные, так как они светлые, на самом деле они имеют свои изгибы, прыжки. Ты этого не видишь, и нужно максимально сконцентрировать свое внимание. Многие участники сошли с гонки, так как теряли координацию. Эти горы из песка могут быть и до тридцати метров, кроме того, есть прыжки и обрывы.

– Сергей, вы этим профессионально занимаетесь или у вас есть еще какая-то работа?

– Профессионально заниматься в идеале значит получать за соревнования деньги. А у нас наоборот – приходится самому вкладываться!

– На какие средства вы ездите на соревнования? У вас есть спонсоры?

– На данный момент у меня пока нет спонсора, долгое время мои поездки на соревнования оплачивала компания «Урал-Авиа». Они мне обеспечили поездку в Абу-Даби и на ралли «Дакар». Сейчас у них нет возможности поддерживать меня в гонках, поэтому я пока в поисках новых спонсоров.

– Насколько это дорогостоящее мероприятие?

– Это очень дорого, как и любой авто-, мотоспорт. Этап в Абу-Даби мне не очень дорого обошелся, так как фирма дала мне квадрацикл бесплатно в качестве рекламы: я должен был проехать на нем и показать хороший результат. Один этап чемпионата мира обходится мне в 1,5 млн рублей, в ралли «Дакар» – 6 млн рублей.

– Получается, каждый участник делает денежный взнос? А ваши призовые покрывают эти расходы?

– Да, каждый участник делает взнос. А призовые мы не получаем. Мы получаем только кубки. Участвуем за страну, ну или сами за себя, получается. Эти соревнования рассчитаны на спонсоров, в Европе это на другом уровне, поэтому их гонщики получают личные деньги от спонсоров. У них в этом плане все проще, даже у самого маломальского гонщика есть спонсор, который оплачивает ему все гонки. У нас такого вообще нет!

– А как еще можно заработать в этом виде спорта?

– Искать спонсоров, которые платили бы не только за участие, но и обеспечивали гонораром. Либо это может быть реклама, к примеру, на квадрацикле и экипировке – таким способом спонсируются многие экипажи компаниями «Газпром» или «РЖД».

– Настолько популярен этот спорт в нашей стране?

– На любительском уровне популярен, так как ты можешь себе это позволить, квадрацикл стоит примерно 350 тысяч рублей. На профессиональном уровне бюджет выйдет в десятки раз больше. Так, в среднем квадрацикл для профессиональных гонок стоит чуть больше 1 млн рублей.

– Вы единственный российский гонщик – представитель в классе квадрациклов. Как у вас складывалось общение с другими участниками гонок?

– Достаточно много знакомств заводишь на соревнованиях. Я стараюсь общаться больше с иностранцами, наши гонщики зачастую неадекватно себя ведут и только позорят нашу страну. Я не говорю это про всех, но бывали разные случаи. Есть экипажи, приезжающие первыми, и эти парни ведут себя достойно, нежели те, кто приезжает чуть ли ни последний, но возомнили себя крутыми парнями. От России выступает немного экипажей, у нас этот спорт не так серьезно развит. Больше всего участников из Европы, Америки, любят этот спорт те, у кого есть деньги! Одного желания недостаточно, нужно много денег, к сожалению, это очень дорогостоящий вид спорта.

– После вашей победы в ралли «Дакаре» вам предлагали какие-нибудь рекламные проекты? Как на вашу победу отреагировала страна?

– Везде об этом написали, но мало кого это действительно заинтересовало. Рекламные контракты мне не предлагали. Парень приехал первый раз, выиграл спецучасток на Дакаре – в Европе это произвело бы настоящий фурор. В нашей стране к этому спокойно отнеслись. Это интересно только для тех, кто катается на квадрациклах, кто этим живет. Стать футболистом проще: купил мяч и играй. А чтобы стать гонщиком, одного желания и таланта мало, нужно для начала хорошенько поработать и купить себе квадрацикл для начала. Самый первый квадрацикл мне подарил папа, это было еще в детстве. У меня и сейчас есть свой квадрацикл, но я редко езжу на нем, потому что, занят семьей и основной работой.

– А чем вы еще занимаетесь, помимо спорта?

– Я технический директор компании. Есть маленький бизнес – занимаюсь доставкой запчастей из Америки для квадрациклов и снегоходов.

– Юлия, а как вы относитесь к экстремальному увлечению мужа?

– Я его полностью поддерживаю, у нас нет такого, чтобы я запрещала ездить на соревнования. Когда есть возможность, мы ездим вместе. Конечно, я очень переживаю за него. Еще когда мы только начала общаться, я знала – это не закончится никогда! Приняла его таким, какой он есть. Мне это самой нравится, я рада, что он ездит на соревнования и побеждает. Каждая поездка с мужем на соревнования – это как новое приключение.

– Сергей, что для вас важнее – победа или участие?

– Для меня это только победа! А смысл тогда ехать на соревнования? Приехать покататься, и все? Потратить деньги, время! Нужно всегда ехать за победой! Я первый российский квадрациклист и второй за всю историю среди всех классов, кроме КамАЗа, выигравший спецучасток на Дакаре.

– В каких соревнованиях планируете принимать участи в ближайшее время?

– Я точно еду на русскую серию гонок Can-Am Trophy Russia, меня спонсирует наш завод Baltmotors. Я являюсь заводским гонщиком. Я заключил с ними контракт на эту гонку и на российский квадрофестиваль. А потом посмотрим, будут ли деньги, найдутся ли спонсоры, либо придется ехать за свой счет.

– К тому же у вас двое детей!

– На детей мало денег уходит – на квадроспорт намного больше. Если вы говорите о воспитании, то я стараюсь все свое свободное время распределять так, чтобы уделять внимание и детям, и жене. Практически каждый вечер я провожу с семьей.

– Кто из ваших друзей занимается квадроспортом?

– У меня много друзей-квадрациклистов, я в этой тусовке живу. Мои друзья Илья Молчанов, Антон Власюк, они занимаются этим профессионально. Илья со мной в команде, Антон в другой является штурманом.

– Что вы получаете от гонок? Это адреналин, или какой-то особенный кайф?

– Это прежде всего определенная тусовка, я не хожу в клубы, мне они не интересны. Я лучше сгоняю на соревнования, там свой, «другой мир», какая-то особенная атмосфера. Это мне больше по душе, получаешь столько удовольствия от жизни, и хочется жить именно такой жизнью.

– Вы состоите в российской федерации автоспорта? Они вам помогают?

– Да, но это мне никак не помогает. Раньше министерство обещало мне помочь в продвижении и со спонсорами, но это так и осталось обещаниями. Я еду под российским флагом, получаю российскую лицензию, а ее получать еще дороже, чем за границей, и сложнее. Было и такое, что мне ее не давали, потому что посчитали меня молодым и не совсем опытным. Это был чемпионат мира, я участвовал в гонке на автомобиле Subaru, стал быстрейшим пилотом на Subaru и занял шестое место в своем классе. В тот раз я выступал от Эстонии, они мне потом звонили и предлагали снова лицензию. Получить их лицензию и дешевле, и проще, но все-таки хочется выступать за свою страну.

– Сергей, как изменилась ваша жизнь после ваших побед?

– В моей жизни после побед ничего особенно не изменилось. Иногда узнают в магазинах или в самолете. Конечно, приятно, но это ведь не главное! Главное – семья, счастье и благополучие близких людей. Соревнования все коммерческие, можно подавать заявку и участвовать сколько угодно, проблема одна – цена вопроса. А пока есть желание, и физическая подготовка позволяет, буду стараться брать все новые и новые вершины в спорте!

00003

АНО «Гоночная команда Сергея Карякина»
г. Екатеринбург, ул. Умельцев

Email: info@snagracing.ru

Телефон: +7 904 171 2176

Официальный сайт Сергея Карякина © 2020