Сергей Карякин – единственный российский квадроциклист, который выступает на «Дакаре». Предстоящий в январе марафон станет для него уже четвертым. Мы поговорили с ним перед отправкой в Южную Америку.

Motorsport.ru

Журналист: Кирилл Зайцев

Сергей живет, тренируется и готовит технику в Екатеринбурге – городе, где нет ни пустынь, ни степей, ни разреженного воздуха, а температура в течение года порой опускается до -36 градусов. По всему этот человек, кажется, не должен стартовать на «Дакаре», где есть и горы, и пустыни, и +50 с кислородным голоданием. Но он стартует уже в четвёртый раз – даже после всех неудач прошлых лет.
После относительно ровного дебюта в 2014 году, когда Карякин выиграл один спецучасток и финишировал седьмым в своем зачете, последовал второй «Дакар»: на нем его сначала ограбили, а потом из-за поломки копеечной детали Сергей целую ночь тащил квадроцикл на себе до бивуака, чтобы в итоге сойти.

«Дакар-2016» прошёл под знаком отказов техники, но не самого квадроцикла, а GPS-прибора Iritrack, который выдается организаторами и фиксирует перемещения гонщиков. На квадроцикле Карякина его меняли шесть раз по ходу гонки, что могло стоить россиянину победы – на замену уходило время, за которое его успевали обогнать соперники. По итогам некоторых спецучастков из-за этого Сергей опускался с первой строчки на пятую, а то и на седьмую. Порой организаторы возвращали Карякину потерянное время, но делали это далеко не всегда. Менеджмент гонщика хотел подать протест, но из-за логистики не успел уложиться в регламентированные правилами сроки.

Несмотря на все это, Сергей затеи не бросил, ухитрился вновь собрать бюджет и в этом году твердо намерен выиграть главный ралли-рейд планеты.

До старта несколько дней, как справляетесь с психологическим давлением?
Ну как справляюсь… Просто живу. Я знаю, что у меня нет другого выбора. И нет шанса пожалеть себя. Да, устаю – сплю мало, нервничаю, и всё это скопом…

Перед стартом гонки гонки удастся выспаться?
Да, я специально перед стартом уехал из Екатеринбурга в Северную Америку – для акклиматизации и тренировок. Это и есть мой отдых перед гонкой. Главное – правильное питание, не расслабляться совсем, держать диету.

Что за тренировки? Как вообще готовят организм к «Дакару», живя на Урале?
Тренировки у меня каждый день, и самое сложное – соблюдать режим. Вчера вот пропустил. Но, так или иначе, находясь в Екатеринбурге, я с утра бегал кросс на Уктусе – по горкам, а вечером в зале тренировал мышцы, чтобы они были в тонусе, не уставшие, готовые к нагрузке, полные питательных веществ. Соответственно, второй момент подготовки – правильное питание. Конечно, это не всегда получается.

Почему?
Например, в команде «КАМАЗ-мастер» работает 200 человек, а в моей команде, грубо говоря, на полной ставке работает один человек – это я. Не всегда успеваешь сделать все правильно. Конечно, нельзя недооценивать вклад других людей, но даже так подготовка к «Дакару» – это огромная организационная работа, которую нужно выполнить. А когда делаешь один, то тебе достаточно тяжело.

Когда начинается подготовка?
В мае. Самая активная фаза – как это в России бывает – наступает под самый конец. Это октябрь-ноябрь. За ноябрь делается примерно 30% того, что нужно сделать за четыре-пять месяцев. Это напряженный месяц. Ну, ничего – справляемся. Другого-то выбора нет.

Каким вы уезжали на свой первый «Дакар», а каким едете сейчас?
На первый уезжал зеленым. Совсем зеленым. Даже не понимал, что меня ждет. И самое главное отличие этого года – я уже морально настроился на победу. Но не в том смысле, что «я всех порву»: это осознанный шаг, есть чёткое понимание того, на что я иду.

Не боитесь так задирать планку?
Конечно, такой эмоциональный настрой – это определенный риск, потому что если что-то пойдет не так, то это станет сильным ударом.

И мы знаем по прошлым годам, что «не так» может пойти, например, почти всё.
Да, поэтому со мной едет Саша Доросинский – мой тренер. Он жесткий и пробивной человек, поэтому я думаю, что он будет бороться за меня, делать все возможное, чтоб добиться идеального результата, который я заслужил, за которым я приехал.

Что вас поразило больше всего во время первого «Дакара»? И к чему вы уже привыкли?
Жара. И то, что на протяжении двух недель надо каждый день проезжать по 1000 км. Одно дело, на обычной дороге – с кондиционером или с печкой, другое – там, когда ты всё время под открытым небом. Неважно при этом, дождь на дворе, палящее солнце или холод. А в Боливии в горах ещё и снег лежит в тех местах, куда мы поднимаемся, и температура меняется от +50 до +5, а ночью и вовсе опускается ниже нуля.

Вы дебютировали на «Дакаре» еще совсем молодым, а сейчас у вас семья, двое детей. Это давит?
Сложно сказать. Это же подсознательный момент. В момент риска ты пытаешься взвесить эти вопросы, и, может быть, это как-то «фонит». Ты же понимаешь, что рискуешь, и что в случае чего детям будет очень плохо.

Были такие моменты, когда убирали руку с газа?
Нет. Такого, чтоб я задумывался, страшно мне или нет – не было. Были моменты, когда я не видел или не понимал покрытия, а это неоправданный риск, который никому не нужен. «Дакар» – это ведь не классическое ралли, где ты едешь в полный газ. Здесь ты каждую секунду должен помнить, что за гонку проезжаешь не 500, а вдвое больше боевых километров.

Как найти баланс, чтоб ехать быстро, но не рисковать понапрасну?
Да, нужна золотая середина. Чтобы это понять, нужен опыт, нужно проехать много гонок. Тогда узнаешь, какой ритм у других гонщиков, узнаешь свой ритм, и будешь отталкиваться уже от этого, чтобы ехалось комфортнее. Иначе все это приведет к не очень хорошим последствиям.

За соперниками следите только во время «Дакара» или в межсезонье тоже?
Я за некоторыми гонщиками слежу, потому что мы подписаны друг на друга в соцсетях, и я вижу, как и где они участвуют в других гонках. В частности, я вижу, что они участвуют в «Dakar Series» – это серия гонок, из которых, грубо говоря, составляется «Дакар». Получается, соперники-то уже проехали эту трассу! Для них это большой плюс и шаг вперед. Но мы, как говорится, не ищем легких путей, поэтому приходится создавать такой задел, чтобы быть лучше других не на две головы, а на все, не знаю, семь!

На «Дакаре» каждый год проезжаются одни и те же отрезки пути?
Нет, разные. Какие-то участки могут повторяться, но в большинстве своем – каждый год что-то новое. Единственное, если посмотреть на «Dakar Series», то он как раз состоит из отрезков «Дакара». То есть, если мои соперники за год проезжают всю дистанцию этой серии, то вот, собственно, тебе и весь «Дакар».

В прошлом году многие пилоты жаловались на перемены в маршруте, который пролегал в горах. В этом году какие-то отличия по покрытию ожидаются?
Обещают, что будет очень много офф-роадов по Боливии, то есть первые пять дней будет много песков. Мне нравится такой тип покрытия: на нем сложно ориентироваться, но, конечно, надо ехать так, чтобы не совершать ошибок…

Что до жалоб, то это в большинстве были комментарии «КАМАЗ-мастер». Для них это стало критической ошибкой – они не подготовились к такому типу покрытия. А в действительности, как можно подготовиться, если раньше организатор уведомлял, какое будет покрытие, а в этот раз в картах уже покрытия нет? Но, так или иначе, они готовы к этому в 2017 году, и, если что, они будут конкурентно бороться и на таких допах.

Не бывает людей бесстрашных. Вы же должны чего-то бояться…
Какие-то внутренние страхи есть, наверное. До старта я переживал, что неправильно сделаю двигатель. Но, как показал стенд, в принципе, все очень хорошо, все параметры в норме. И каких-то проблем не должно возникнуть. Все остальные доводки-наработки достаточно высокого качества, все просчитано, рассчитано, и, более того, опробовано в прошлом году и доработано.

С организаторами какая-то объяснительная беседа была проведена по поводу всех этих прошлогодних помарок с GPS-оборудованием?
Они говорят: «А что? Все же нормально…»

То есть исключать повторения нельзя?
Нет, но есть другой вариант. Они уже воспринимают меня как серьезного соперника, я им дал понять, что у меня поедет человек, который этим вопросом будет серьезно заниматься, и который будет их грызть до потери пульса, чтоб они не смогли поступить как в прошлом году.

Какой из «Дакаров» был самым сложным для вас?
Первый.

То есть не второй, когда вы квадроцикл на себе тащили по пустыне…
Это, конечно, сложно физически. Но вся эта сложность закончилась на четвертом дне гонки, а в дебютном рейде был кромешный ад в течение двух недель.

Но вы же тогда неплохо поехали и даже выиграли доп. Это было везение или что?
Может быть и везение. Сумма факторов. Чтобы выиграть доп, нужно как минимум хорошо ехать. Конечно, пока кольцо не сломалось, квадрик хорошо ехал и я не совершал ошибок.

Можно говорить про везение или невезение, но элемент удачи всегда присутствует – даже у самых опытных гонщиков. Впрочем, как показывает практика, выиграть доп – это ни о чем не говорит. Нам нужна победа в гонке.

Какие необходимы условия для победы на всем «Дакаре»?
Все.

Но что важнее? Может же что-то из «всего» пойти не так, а вы все равно победите?
Да, нужно понимать, что если у тебя все идеально и у соперника идеально, то проиграет тот, кто совершит ошибку.

Как этого идеала достичь? У вас же нет условий абсолютно для этого: ни гор, ни жары… Как вы этот «идеал» ищете?
Каким-то нутром чувствую, взвешиваю все факторы и стараюсь какими-то дополнительными вводными компенсировать эту разницу, чтобы в России добиться хотя бы более-менее близкого результата.

Вы собираетесь на «Дакаре» гонять всю жизнь, или у вас есть какая-то цель, достигнув которой, можно будет пойти отдыхать?
Мне это нравится, как минимум, а как будет – так будет. «Дакар» – отличный отдых для меня. Психологический. Дает заряд сил на весь год.

Отдых?
Да, самое же важное – это смена вида деятельности, такой вид деятельности как «Дакар» – такого больше не найти…

А что страдает, нагружается больше всего? Кости, мышцы, психика?
Психика тоже серьезно нагружается. Это очень серьезный мыслительный процесс. Чтобы ехать по легенде, ты постоянно высчитываешь километраж, считаешь метры, смотришь, проверяешь, думаешь. Самое главное – принимаешь решения. И каждый раз, когда ты принимаешь решение, это же некий вид ответственности – ты берешь ее на себя, и ты понимаешь груз этой ответственности, потому что не можешь совершить ошибку.

Спорные решения даются особенно тяжело, а в течение гонки все накапливается, и при этом на спецучастке выйти это из тебя не может – ты сконцентрирован. Но вот после спецучастка есть время проехать немного, подумать, расслабиться, и я могу добраться до бивуака более-менее расслабленным, чтоб как минимум уснуть.

Когда едешь долго и уже устал – бывает, что сознание дает сбой? Галлюцинации появляются? Или голова становится «пустой»?
На «Дакаре» это выглядит так. Когда идет дегидратация организма, когда становится мало воды в организме, картинка начинает расплываться, ты плохо видишь, пытаешься сконцентрироваться и не можешь, пьешь воду, сбрасываешь темп немножко…

То есть вы просто сбрасываете темп?
Да, когда подустану. Ты можешь ехать через силу, но это приведет к плохим последствиям. Особенно если это жара по 50-55 градусов, у тебя очень болит сердце, и тебе прямо очень тяжело ехать. Пьешь воду – лучше не становится, и ты просто едешь, тебе ужасно плохо, ты все ненавидишь. Но едешь…

У марафонцев-бегунов, кстати, есть термин – что-то типа «стена», когда ты на 30-м километре бега упираешься в предел своих возможностей… У вас так было?
На первом «Дакаре» было – хотел даже закончить досрочно спецучасток кнопкой SOS, были такие мысли. Но я этого не сделал, потому что это не по-пацански как минимум.

00003

АНО «Гоночная команда Сергея Карякина»
г. Екатеринбург, ул. Умельцев

Email: info@snagracing.ru

Телефон: +7 904 171 2176

Официальный сайт Сергея Карякина © 2020