Первый российский победитель «Дакара» в категории квадроциклов Сергей Карякин рассказал, как боролся с пневмонией, чуть не подрался с пилотом Mini и взаимоотношениях с чилийцем Игнасио Казале, занявшим второе место в гонке.

 

Когда именно появилось ощущение, что можете победить? Вы ведь лидировали последние несколько дней гонки.

Я вообще всю вторую неделю ехал на первом-втором местах. Ощущение, что могу победить, появилось как раз на второй неделе гонки. Дал себе слово: выигрываю, и никак иначе. Дело оставалось за малым: чтобы техника не подвела. Когда сам уже решил, что побеждаешь, когда это идет изнутри, тогда появляется энергия, которая держит всю команду в целости, и квадроцикл, и тебя.

Это ощущение облегчило задачу?

Это огромная моральная нагрузка. Понимаешь, какая огромная ответственность на тебя легла. Показателен пример Казале, который «дулся» и на предпоследнем спецучастке проиграл много времени. Это борьба, и нужно иметь сильный дух, характер, чтобы выдержать. В этом смысле я доволен собой: не было идеи сдаться или облегчить себе путь.

Первые дни вы занимали места то в конце первой, то в середине второй десятки. У вас был план не спеша пересидеть соперников, а потом в нужный момент прибавить?

Изначально я не ехал быстро. Болел, понимал, что мне нужно вкатиться, меня преследовали проблемы с квадроциклом – я одних колес по пять штук в день порой пробивал! Потом стало лучше, исчезли мелкие проблемы с техникой, а под конец гонки и мы квадроцикл настроили, и он сам себя как будто «настроил».

А как вы по пять колес меняли – запаска же одна?

Одна. Остальные чинил. Но это небыстрый процесс: надо остановиться, найти прокол, вставить жгут, накачать… Минут по 10 терял каждый раз.

Сергей Карякин, Yamaha, №254
Сергей Карякин

Фото: A.S.O.

Как еще техника подводила?

Двигатель чудил. Мы еще в Екатеринбурге установили специальный блок управления двигателем (ЭБУ), но он оказался очень некачественным: постоянно неправильно высчитывал смесь – до такой степени, что под конец у меня горела лампочка «проверьте двигатель», просто потому что ЭБУ открывал форсунку, и она лила бензин без конца. Мотор заливало.

Нужно было вернуться на стандартный ЭБУ. В то же время я понимал, что мотор с этим блоком управления мощнее процентов на 20, чем со стандартным, и без него мы не скорректируем работу двигателя как надо. По факту нам повезло: мы поставили стандартные «мозги» обратно, и мотор заработал идеально, смесь получалась не бедная, и квадроцикл поехал даже лучше.

В том, что технику по ходу гонки удалось настроить правильно, заслуга исключительно команды, или были какие-то внешние факторы и удача?

Вообще вся моя победа – заслуга команды. В одиночку бы я дня два смог проехать, не больше.

Насколько помогало присутствие Александра Доросинского [участник WRC-2006 в классе Production, занявший в нем третье место на Ралли Новая Зеландия] в команде?

Очень помогло. Помимо того, что он поддерживал меня, он взял на себя много работы и дал мне побыть просто гонщиком, делать только свое дело. Доросинский же управлял техничкой, был менеджером команды, решал организационные вопросы, помогал с дорожной книгой, с ремонтом квадроцикла.

В итоге нас в команде трое, но по факту мы работали за 15 человек. В Екатеринбурге я в одиночку сделал всю подготовительную работу до «Дакара», а Доросинский и Говорухин [механик команды Карякина Fores Snag Racing] сделали все уже на месте.

#254 Yamaha: Сергей Карякин
Сергей Карякин

Фото: A.S.O.

Я слышал, что в прошлом году у вас был совсем слабый менеджер, который вообще не отстаивал ваши интересы в спорах с судьями. Из-за этого вы обратились за помощью к Доросинскому?

Да, бельгийцу Бобу Херманцу было все равно. Я его брал в расчете на то, что он человек опытный, не один «Дакар» отработал. А он приехал туда поулыбаться и пообщаться с друзьями.

Доходило до того, что он забывал прописать мою дорожную книгу, что, вообще-то, входило в его обязанности. На вопрос, почему так вышло, он отвечал что-то вроде: «Ой, я так устал…»

Я в свою очередь напомнил ему, что он едет в техничке с пневматическим креслом и кондиционером, попивает холодную колу и никуда не спешит, а я еду под дождем или в зной, и слово «устал» тут должен говорить явно не Боб. Ленивый он был, а мне в команду нужен был человек, который заинтересован в победе, в идее.

А мы с Сашей старые друзья, очень давно друг друга знаем, прошли вместе многое, я верю ему как человеку и уверен, что он не посоветует плохого. И действительно: в гонке мне не приходилось перепроверять за ним тактику, дорожную книгу или еще что-то. Все слова, которые он говорит, я принимаю на веру, и все получается.

«Организаторы меня не притесняли»

С организаторами не было проблем, как в прошлом году, когда они то добавляли, то убавляли время от итоговых результатов?

Нет, не было. Один раз они дали мало времени на нейтрализацию [участок, который нужно преодолеть за отведенное время, но не являющийся частью боевой дистанции гонки]. Я опоздал на старт спецучастка на 37 минут, но они это время в итоге вычли.

Прессинга, как в прошлом году, не было. Видимо, тогда они работали на братьев Патронелли. Все-таки Аргентина – страна, принимающая «Дакар», вкладывает в это огромные деньги, и им было бы здорово, если бы выиграл аргентинец. У них в стране победитель «Дакара» – это национальный герой. Взять того же Игнасио Казале, он профессиональный спортсмен, ездит только на квадроцикле, и все у него хорошо с почетом и деньгами.

Меня никак не притесняли. Видимо, уже и репутацию заработать успел, да и организаторы про себя, наверное, решили, что мое время пришло. И у меня получалось! Это действительно достойно уважения, когда ты объезжаешь людей, которые только этим и живут, а для тебя это просто хобби.

Насколько помогла победить отмена нескольких спецучастков из-за погодных условий?

Сложно сказать. К тому моменту, как их начали отменять, я уже вкатился, и очень расстроился, потому что предстояли длинные спецучастки, а именно на длинных СУ я еду хорошо. Другие гонщики 100-150 км летят, а потом сдуваются, и ближе к 400-му километру СУ уже вообще не едут. Я, наоборот, стараюсь ехать более планомерно и к концу длинного спецучастка могу «привезти» им 15-20 минут.

№254 Yamaha: Сергей Карякин
Сергей Карякин

Фото: willyweyens.com

С погодой было все так плохо, как описывали в новостях? Или организаторы просто перестраховывались?

Очень плохо. Дождь, град, я ехал сырой насквозь, продрогший. Кто-то после финиша сравнивал «Дакар» этого года с классическим ралли по тем условиям, в которых мы ехали. Но как можно сравнивать с классическим ралли, когда тут было так много бездорожья? Причем такого бездорожья, что просто атас! Были участки, где приходилось прорываться через кусты с огромными колючками. Одна пробила перчатку и застряла у меня в пальце, обломилась, пришлось ножом расцарапать палец, еле вытащил, иначе бы все загноилось…

Квадроцикл я могу настроить хоть под жесткое бездорожье, хоть под скоростные участки. Когда настраивал на бездорожье, то очень сильно опережал соперников. Единственный, кто в этих условиях мог составить конкуренцию, – француз Аксель Дютри. Он по кустам этим лупил на все деньги, но сломался в итоге. Судьба догнала.

Как к вам отнеслись соперники? Малоизвестный парень из России обгоняет именитых звезд...

Они меня уже знали, и даже в Аргентине меня помнят. Фамилию, правда, никак запомнить не могут: то «Капкакин» напишут, то еще как. Но, вообще, офигевают, конечно. Казале в соцсетях у себя писал: «Из Боливии выедем, доедем до Аргентины, и я Карякину вколочу!» Ну, приехали, я начал ему «вколачивать». На предпоследнем СУ он уже приехал на финиш со сдавшими нервами. Но после финиша поблагодарил за борьбу. В плане человеческих качеств он нормальный.

Конфронтация получилась только с гонщиком Mini. Я получил предупреждение, что меня хочет обогнать их экипаж – загорелась специальная лампочка. Вообще, есть ощущение, что пилоты автомобилей всю дистанцию только сидели и жали на эту кнопку по делу и без дела. А ты потом по полминуты, по пять минут теряешь, пока они, наконец, тебя обгонят! Однажды мне это надоело, и я остановился в последний момент, чтоб их пропустить. Они проехали мимо, всеми силами выражая свое недовольство. И после финиша что-то такое сказали, на что я ответил: «Если проблемы есть – давай подеремся, что ли? Если драться не будем, то замолчи». Он прыгнул в свою машину и убежал.

«Бросало то в жар, то в холод»

Помимо колючек, были же еще проблемы со здоровьем. Что за история про пневмонию в первые дни гонки?

Я сильно заболел – подцепил вирус в самолете, пока летел. С каждым днем становилось все хуже и хуже. Кашель был такой сильный, что еще чуть-чуть, думал я, и буду отхаркивать кровью. Меня бросало то в жар, то в холод.

Местные медики сначала давали мне таблетки от горла, не помогало. Потом додумались-таки дать мне антибиотики. Догадались бы раньше, было бы проще. В итоге первые пять дней гонки лекарства поддерживали во мне плохое состояние, но главное, что не становилось хуже. Ближе к финишу «Дакара» стало лучше.

Это благодаря лекарствам или внутренней мотивации?

И благодаря мотивации тоже. Когда я уже решил, что выиграю, то дал себе зарок выздороветь назавтра. Словил такое состояние души, подсознания, которое переключает тело на четкую цель и ее достижение.

№254 Yamaha: Сергей Карякин, №251 Yamaha: Игнасио Казале
Призеры «Дакара» в категории квадроциклов: Игнасио Казале, Сергей Карякин и Пабло Копетти
Фото: A.S.O.

А лекарства от кашля за допинг принять не могли? WADA [Всемирное антидопинговое агентство] сейчас за всем следит!

Нет, лекарства от организаторов точно не входят в список антидопингового агентства.

После скандала с Анастасией Нифонтовой к россиянам было приковано какое-то повышенное внимание WADA?

Нет, нас не перепроверяли. Правда, я впервые подписал антидопинговое соглашение, чтобы получить лицензию. Раньше такого не было.

Шутка была, что вы на мельдонии на первое место заехали!

Пусть шутят. Я объезжал соперников просто потому, что я элементарно быстрее.

На «Дакаре» медицинским сопровождением местные врачи занимаются?

Нет, приезжают французы. Очень хорошие доктора – чаще всего, в прошлом военные врачи, полевые. Умеют на месте и кости вправить, и рентген делают там же. У организаторов «Дакара» очень хорошее оборудование, отличный сервис. Я каждый день ходил к ним на массаж. Причем ребята меня уже хорошо знали, относились по-свойски. Плюс, я выигрываю. А к победителям иное отношение. Обычным гонщикам делают массаж 15 минут, а мне – час, как следует прорабатывая мышцы.

Кости вправлять не приходилось. Обычно это делают в случае переломов со смещением, у меня таких не было, иначе как бы я доехал – с переломом?

И в 2015 году, когда вы тащили квадроцикл всю ночь по пустыне, не было повода кости вправлять?

Смысла не было, я сошел же в итоге. Вырубился и проспал двадцать часов. Считай, был длинный день, а потом еще и квадроцикл пришлось тащить на себе после поломки подшипника. Меня тогда сначала взял на буксир какой-то местный зритель, чилиец, я буквально чувствовал, как от этого горит ремень, рассыпается вариатор… Квадрик мы тогда бросили, но я хотя бы живой до бивуака добрался.

Это самый тяжелый момент за все четыре «Дакара», или было что-то еще хуже?

Самый первый «Дакар». Было много моментов, когда было настолько тяжело, что в глазах темнело, и я не знал, куда от себя самого деться. Было так фигово, что думал прямо сию минуту остановиться и дальше не ехать…

Сейчас после финиша медицинская помощь не потребовалась? Пневмонию-то в итоге долечили?

Да, сама прошла. Организм восстанавливается, к медикаментозному лечению я вообще прибегаю в крайних случаях. Сейчас главное высыпаться.

№254 Yamaha: Сергей Карякин
Сергей Карякин

Фото: A.S.O.

О будущем

Почему призовые за победу такие маленькие, 15 тысяч евро?

Вот 100 тысяч евро – это было бы чувствительно, а так – у меня только на перелеты больше миллиона рублей ушло.

Еще и технику назад везти...

Да. Билет в эконом-класс, из Южной Америки в Париж, на метро за квадроциклом, и потом в Екатеринбург с ним на техничке – 8000 км в одну сторону.

#254 Yamaha: Сергей Карякин
Сергей Карякин

Фото: A.S.O.

Может, есть смысл команду перебазировать поближе к «Дакару» – куда-нибудь на юг Европы? Или вообще отдать подготовку техники на аутсорсинг.

Думал об этом, но тогда управлять придется дистанционно, эффективность будет низкой.

Если вообще всю семью за границу перевезти?

Во-первых, нет у меня таких денег. Во-вторых, мне и тут нравится. Уезжаешь отдыхать – уже через две недели домой хочется. Снега не хватает, диких водителей (смеется). В России есть определенный баланс. В Аргентине полный хаос, никто ничего не контролирует. В Европе наоборот: столько контроля, что он пожирает себя сам. А у нас все работает и все на комфортном уровне. В тех же США нельзя сумку в машине оставить – украдут. А здесь я «бедуина» своего (приз за победу) в машине оставил, и ничего. Уровень мелкой преступности у нас, мне кажется, ниже, чем в Штатах.

А на следующий «Дакар» собираетесь ехать?

Если и ехать, то не так, как сейчас. То есть если бюджета не будет, нет смысла ехать вообще: это риски, надежда на удачу, а это неправильно. Надо приложить максимум усилий к тому, чтобы выиграть, иначе смысла ехать нет.

Всех спонсоров, каких я находил, я находил сам – менеджеров-профессионалов, которые умели бы искать финансирование, у нас в стране нет. Да и потенциальные спонсоры свою выгоду не всегда понимают. Если смотреть по рекламной отдаче, по конверсии в просмотры, то «Дакар» гораздо эффективнее и дешевле, чем прямая реклама по ТВ. Мои спонсоры – Fores – получили столько времени на Первом канале, сколько за ту же сумму они бы точно не купили.

00003

АНО «Гоночная команда Сергея Карякина»
г. Екатеринбург, ул. Умельцев

Email: info@snagracing.ru

Телефон: +7 904 171 2176

Официальный сайт Сергея Карякина © 2020