Сергеи Карякины покоряют мир! В декабре Карякин-шахматист завоевал титул чемпиона мира по блицу, а минувший уик-энд принес Карякину-автогонщику первое место на легендарном ралли-рейде «Дакар». Мы привыкли к победам КАМАЗов, но 25-летний гонщик из Екатеринбурга открыл новые горизонты. Тройка прошлогодних призеров в классе квадроциклов отказалась от выступления в ралли-2017, чем россиянин воспользовался в полной мере. Корреспондент «Спорта День за Днем» дозвонился в Буэнос-Айрес и поговорил с первым российским чемпионом «Дакара», который обошелся без грузовика.

 Источник: Спорт день за днем

После победы ел мясо. Здесь оно вкусное

 

— Сергей, поздравляем с победой! Как отметили?
— После награждения мы с командой сходили в ресторан, поели мяса (здесь оно очень вкусное), а сейчас я отдыхаю. Сильно устал и вымотался. Настоящие торжества оставим до возвращения в родной Екатеринбург, где меня ждут семья и друзья. Знаю, что они готовят мне встречу в аэропорту (это уже наша традиция). Потом, может, все вместе где-нибудь посидим, отпразднуем.

 

— Наверное, теперь вы нарасхват у журналистов?
— Не то что нарасхват! Если раньше про меня, в основном, рассказывали только региональные издания, то теперь, наконец, заметили и федеральные.

 

— Конечно, знакомы со своим шахматным тезкой?
— Пока не получилось встретиться с Сергеем, хотя его жена как-то предлагала сделать совместное интервью. На самом деле, есть трое Сергеев Карякиных, которые на виду в российском спорте. Помимо нас, еще пятиборец. Тоже известный атлет, чемпион.

(29-летний пятиборец из Самары Сергей Карякин завоевал золото личного зачета ЧМ-2010 в Чэнду и множество других наград первенств мира и Европы. Что характерно, он фанат гоночных автомобилей! Быстро нашел бы общий язык с Карякиным-гонщиком. — «Спорт День за Днем».)

 

— До вас все предыдущие российские победы на «Дакарах» одерживали только пилоты грузовиков. В гонках удается общаться с ребятами из «КАМАЗ-мастера»? Изучали их опыт? Или это абсолютно разные вещи?
— Мы впервые встретились в аэропорту Буэнос-Айреса в 2014 году, когда я прилетел на свой первый «Дакар». Как потом мне сказали ребята, они смотрели на меня, мягко скажем, с удивлением: «Парень, ты знаешь, куда ты вообще приехал?». Действительно, тогда я с трудом представлял, что меня ждет. Особенно мы сдружились с Андреем Каргиновым. После участия в «Дакаре-2014» Олимпийский комитет России премировал нас билетами на сочинскую Олимпиаду. В 2015 году мы с моим напарником по Can-Am Trophy Russia Антоном Власюком были в Набережных Челнах. У «КАМАЗ-мастера» все грамотно сделано. Мой механик Сергей Говорухин обращается за помощью к их механикам, если надо что-то приварить. Всегда придут на помощь!

 

— А с чего все начиналось? Как вы стали квадроциклистом?
— Все началось в 12 лет. Я жил на даче и просил у родителей купить мне мотоцикл.

 

— Купили?
— Нет! Сказали, что это опасно, но квадроцикл все-таки подарили. Я катался, его ремонтировал, сам во всем разбирался. В 2006 году впервые принял участие в соревновании по трофи-рейдам. До 2013 года я выступал в этой спортивной дисциплине. Теперь больше в ралли-рейдах. В 2009 году выиграл свое первое крупное соревнование — этап чемпионата России по трофи-рейдам, а на следующий год уже стал чемпионом России.

На финише пальцы болят

 

— Многие наши соотечественники сегодня обзавелись квадроциклами для поездок за грибами и просто прогулок по проселочным дорогам. Насколько боевая машина для «Дакара» отличается от серийной заводской?
— Ну, на моей за грибами можно уехать гораздо дальше, чем на серийной. Правда, все-таки нужно учитывать, что квадроцикл у меня заднеприводный, скоростной. И если на пути много грязи, будет некомфортно. От стандартного квадроцикла осталась только часть рамы.

 

— Здорово.
— Мы все сами переделали и изменили в мастерской в Екатеринбурге. Облегчили вес, уменьшили размер радиатора, на этот раз я взял с собой запасное колесо. На прошлом «Дакаре» его не было, и возникли проблемы после прокола колеса. Вообще в квадроцикле много уникальных деталей, которые мы сами разработали. Например, по краям у нас сделаны самодельные топливные баки. В стандартном квадроцикле объем бака 11 литров, а мы можем заправить 41 литр. Этого хватит на 300 километров. Самое замечательное в том, что вся эта система качает топливо одним насосом.

 

— Почему?
— Обычно ставится докачивающая помпа, которая часто ломается, а у нас она одна, и все три бака соединены в один сосуд. Также и масляный бак: обычный — 1 литр, у нас — 3 литра.

 

— Каковы технические характеристики вашей машины? Сложно было найти деньги на ее сборку?
— Мой чемпионский квадроцикл стоит 2 млн рублей. Проблемой стал взлетевший за последние годы курс евро, потому что почти все детали мы заказывали за рубежом. После всем известного финансового кризиса, стоимость техники выросла в несколько раз, а ехать на прошлогоднем квадроцикле — это только выбросить деньги на стартовый взнос. Я выбрал Yamaha Raptor 700R. За счет доработок двигателя удалось увеличить мощность до 65-ти лошадиных сил. Объем — 686 кубических сантиметров. Максимальная скорость до 150 километров в час. Вес стандартного квадроцикла — 180 кг, но с учетом доработок (защиты, бензобаки и прочее) вес «дакаровского» составил около 250 кг.

 

— В отличие от мотоциклов, четырехколесные «кони» не имеют амортизаторов. Как вы справляетесь с неровностями трассы? Есть ли специальные упражнения для тренировки мышц рук, спины, шеи?
— На самом деле, четырехколесные «лошадки» имеют амортизаторы, которые в некоторых моментах даже превосходят мотоциклетные. В передней подвеске установлены амортизаторы с выносной камерой, регулировками быстрого и медленного сжатия, регулировкой отбоя и регулируемые пружины с прогрессивными характеристиками. Такую подвеску можно легко настроить на любую трассу, будь то относительно ровные раллийные участки или ухабистое бездорожье. Перед гонкой я занимался с тренером по специальной программе, мы выполняли специальные упражнения для тренировок мышц. Но пальцы к финишу все равно болят.

Хочется видеть братьев

 

— Для вас нынешний «Дакар» уже четвертый в карьере. Чем нынешняя года отличалась от предыдущих?
— Каждая гонка уникальная, тем более, если речь идет о «Дакаре». В этом году со мной поехал мой тренер и давний друг Александр Доросинский. Он, к слову, мастер спорта международного класса, чемпион Эстонии по классическому ралли, призер этапов чемпионата мира. Саша очень помог, настраивал меня на гонку, решал административные вопросы. Спорных пенализаций в этот раз не было.

 

— В этом году организаторы называли вас главным претендентом на победу в классе квадроциклов. В чем это выражалось? Скидку на вступительный взнос не предоставили?
— Нет, об это не было и речи. Мой квадроцикл стоял во время презентации марафона в ноябре в Париже, также меня включили в видеоролик про фаворитов гонки. Ну и само отношение все-таки было несколько иное, чем к новичку. Говорили, что пора уже выигрывать.

 

— Участие в дакаровском марафоне — дорогое удовольствие. Как вам удается находить спонсоров? Екатеринбург, все-таки, не так богат, как Москва или Петербург.
— Это самая трудная тема. Долгое время мое участие в марафоне было под вопросом. Компания Airon, которая поддерживала меня на протяжении двух лет, в сезоне 2016/2017 не смогла выступить спонсором. Поддержка пришла от друзей — компания Fores стала генеральным партнером моей команды. Алексей Шмотьев, мой давний друг, выделил необходимые средства и морально поддержал. Еще меня всегда поддерживают компании УралАвиа, NewStar Hotel, как и в случае с Fores, это мои близкие люди.

 

— Сколько человек в вашей команде? Как распределяются роли до старта и во время марафона?
— Я, менеджер и тренер Александр Доросинский, механик Сергей Говорухин и мой пресс-секретарь Галина Кошелева. В течение всего года работаем только я и Галина, она старается, чтобы обо мне вышло как можно больше публикаций, ведет сайт. Сергей Говорухин занимается непосредственно техникой где-то с июля. Ну и с Александром мы просто всегда на связи.

 

— Сколько гонщиков заявилось на «Дакар» в вашем классе? От того, что в гонке не участвовали прошлогодние призеры — братья Патронелли и Барагванат, конкуренция не снизилась?
— В этот раз стартовало 37 участников, до финиша добрались 22. Чем сильнее конкуренция, тем интереснее, но в случае с Патронелли все-таки хочется бороться на равных — они едут двое, помогают друг другу по навигации, могут взять с собой больше запчастей плюс у них заводская поддержка. Я же еду по трассе один.

Денег нет, но вы держитесь

 

— Что сложнее — ехать по заснеженным перевалам и пескам в пустынях или сидеть под проливным дождем на бивуаках и ждать, не отменят ли организаторы очередной этап?
— Конечно, ждать. Я настраивался на каждый этап, но, к моему сожалению, его отменяли и сокращали именно длинные спецучастки. Чем длиннее и труднее дистанция, тем лучше у меня результат — такая статистика.

 

— Когда вы финишировали, какое чувство было первым?
— После таких побед обычно всегда наступает опустошение. Думаю, осознание победы придет не сразу, но обязательно придет.

 

— Государство и спортивная федерация как-то стимулируют на победы? Какое у вас спортивное звание?
— Никакой поддержки нет, обычная история: денег нет, но… Дальше вы сами знаете.

 

— Но вы держитесь.
— У меня нет спортивного звания, хотя документы на присвоение я подавал раза четыре. Первый раз в 2010 году, когда стал чемпионом страны по трофи-рейдам на ATV, но, как выяснилась, прошлое руководство чемпионата не подало документы на включение этапов в единый календарный план Минспорта. Дальше было еще несколько попыток (в том числе, после успешного выступления на «Дакаре» 2014 года, второго места на этапе Кубка мира FIM), но воз и ныне там. Даже личное обещание министра спорта не помогло.

 

— У вас двое детей. Сын уже интересуется техникой?
— Не только сын, но и старшая дочь, Алисе сейчас четыре, и она отлично гоняет и на детской багги, и на маленьком мотоцикле. У нас, в принципе, семья спортивная, жена Юля ездила в длинные экспедиции на снегоходах.

 

— После победы на «Дакаре» мечтаете о золотом дубле?
— Конечно! Я не из тех, кто останавливается на достигнутом!

Результаты

«Дакар»-2017. Итоговый зачет

Грузовики

1. Эдуард Николаев — 27:58.24

2. Дмитрий Сотников (оба — Россия, «КАМАЗ-мастер») +18.58

3. Герард де Рой («Ивеко») +41.19

Квадроциклы

1. Сергей Карякин (Россия) — 39:18.52

2. Игнасио Касале (Чили) +1:14.51

3. Пабло Копетти (Аргентина, все — «Ямаха») +4:20,19

Легковые автомобили

1. Стефан Петерансель 28:49.30

2. Себастьен Лёб +5.13

3. Сириль Депре (все — Франция, «Пежо») +33.28

Мотоциклы

1. Сэм Сандерленд (Великобритания, KTM) — 32.06,22

2. Маттиас Валькнер (Австрия, KTM) +32,00

3. Херард Фаррес (Испания, KTM) +35,40

… 32. Александр Иванютин +6:17,22

… 75. Анастасия Нифонтова (оба — Россия, Husqvarna) +17.18,45

Багги

1. Леандро Торрес (Бразилия) — 54:01.50

2. Ван Фуцзян (Китай) +4:42.34

3. Равиль Маганов (Россия, все — «Поларис») — 6:05.35

|Цифра

2 000 000 рублей стоит чемпионский квадроцикл, который Сергей Карякин и его команда механиков перед стартом «Дакара»-2017 собрали собственными руками, это штучная работа. Машина сделана из зарубежных деталей уральскими мастерами. Есть, правда, детали, которые сделали в Екатеринбурге. Техника спроектирована и смоделирована специально под Карякина.

Перед каждым ралли собирать квадроцикл приходится заново, поскольку двух многодневок ни одна машина не выдержит. Впрочем, предыдущего «коня» практичный Карякин не утопил в реке, а разобрал на запчасти. Кстати, тренируясь под Екатеринбургом, Карякин едет на трассу по обычным городским шоссе на квадроцикле в гоночной форме! «Сбежавшего с Дакара» гонщика можно увидеть на простой заправке, лавирующим между фурами, или в небесах над городом. Во время тренировок Карякин гоняет машину по трамплинам и может пролетать до 12 метров над землей.

Использованы фото EPA/Vostock-photo, Edoardo Bauer, Den Bushkovskiy, Roeland Heuff.

00003

АНО «Гоночная команда Сергея Карякина»
г. Екатеринбург, ул. Умельцев

Email: info@snagracing.ru

Телефон: +7 904 171 2176

Официальный сайт Сергея Карякина © 2020